Жизнь в «дополненной реальности», интервью

Киберпространство медленно, но верно вовлекается в реальный мир. Человек пока лишь точечно втянут во Всемирную паутину, однако, благодаря все более совершенствующимся гаджетам, мы получаем возможность быть в сети в любое время дня и ночи, независимо от места и ситуации, в которой находимся.

Но технологии не стоят на месте, и уже сама реальность обрастает новыми слоями, дополнениями. Так рождается технология augmented reality, буквально — «дополненная реальность». Что это значит? То, что любой предмет, изображение и даже человек могут стать гиперссылкой, отправляющей к определенной информации, которая в свою очередь может быть подана в любом виде.

Будущее уже здесь

Уже сейчас дополненной реальностью пользуются сотни тысяч людей. С помощью смартфона и специального приложения, просто наведя камеру на объект, можно увидеть, например, объемное изображение, анимацию или даже видео. Известная компания конструкторов LEGO с помощью дополненной реальности смогла продемонстрировать покупателям варианты собранных моделей, сохраняя упаковку с деталями конструктора невредимой. В рекламной сфере развитие дополненной реальности произведет небывалый бум.

Наиболее удобно пользоваться этой технологией можно будет с помощью очков дополненной реальности, работа над которыми ведется некоторыми компаниями, например, Google Glass или SpaceGlasses META.01. Но пока общественность ждет достойного варианта, дополненная реальность все же начинает входить в повседневную жизнь, и в России тоже. Мы связались с руководителем инновационной компании ArPoint в Санкт-Петербурге Ольгой Соловьевой, чтобы узнать подробнее, где и как можно использовать дополненную реальность и как сегодня обстоят дела в этой сфере.

- Ольга, скажите, чем именно занимается ArPoint?

- Мы занимается разработкой приложений с дополненной реальностью. Реализуем задачи разного уровня сложности: строим трехмерные дома на страницах журналов, делаем навигацию по зданиям и павильонам выставок, устраиваем увлекательные представления на точках продаж, помогаем архитекторам визуализировать свои концепции и проекты. В скором времени мы планируем начать разрабатывать приложения для очков дополненной реальности и других нательных устройств, потому что за ними будущее.

- Как пришла идея заняться именно этим видом деятельности?

- Это история о том, как в голову приходят интересные идеи и как важно обращать внимание на детали. Осенью 2012 года мне домой пришел каталог IKEA (в то время я как раз искала новые идеи для нашей дизайн-студии). Рассматривая его за ужином, я обратила внимание на маленькую пометку вверху некоторых страниц: «Эта страница содержит дополненную реальность». Взяла планшет, установила приложение и навела на страницу. Каково было мое удивление, когда прямо на странице каталога передо мной вырос большой трехмерный диван! «Бинго!» — подумала я. Это то, что может выделить не только нас, но и наших клиентов. Обычная рекламная продукция уже не пользуется былой популярностью, продвигаться среди конкурентов становится все труднее практически во всех областях. Дальше — несколько месяцев изучения применения дополненной реальности, существующих решений, выбор технологии, поиск специалистов и переформирование компании.

- Когда компания начала работать, с какими трудностями вы столкнулись?

- Компания переформировалась и получила свое новое название ArPoint (AR — Augmented Reality) в 2013 году. В этот же период поменялась и основная деятельность компании — из дизайн-студии мы стали разработчиком дополненной реальности, а дизайн остался сопутствующей услугой. Первая трудность, с которой мы столкнулись на старте, — поиск разработчика дополненной реальности. Дело в том, что на сегодня нет ни одного выпускника вуза в России и зарубежье с дипломом по специальности «разработчик дополненной реальности». Вторая трудность, пожалуй, одна из самых главных — это неготовность рынка к услугам по дополненной реальности. Люди мало знают об этой технологии, о том, как она может упростить жизнь, как применить ее в своем бизнесе. Поэтому стандартные системы поиска клиентов нам не подходили. Приходилось не просто рассказывать, но каждый раз наглядно показывать, что такое дополненная реальность, как она работает и в чем преимущество. Сегодня эта ситуация стремительно меняется, компании все чаще обращаются к нам сами, что, безусловно, очень радует и говорит о правильности выбранного направления. Но многое еще впереди.

- Какие возможности открывает дополненная реальность?

- Возможности дополненной реальности трудно переоценить! Тексты, графика, видео, аудио, анимированные 3D-модели — в дополненной реальности возможно разместить все, что только можно представить! А привязать эту информацию можно к совершенно любому объекту. Например, к логотипам компаний, обложкам журналов, рекламе, определенным местам в городе и панорамам, одежде, автомобилям, картинам. Каждый объект может стать меткой дополненной реальности. Увидели новую вещь у знакомого — наведите на нее камеру мобильного телефона! Вы сможете узнать об этой вещи множество полезной информации: посмотреть ее в эксплуатации, прочитать отзывы, найти, где купить, и даже примерить ее. Хотите сориентироваться в городе — наведите планшет на окружающую вас панораму, и вам станут доступны информационные стенды и указатели, станции метро, кафе, заправки, названия улиц, исторические справки о зданиях и местах. Нужно разобраться, как подключается то или иное оборудование — наведите телефон на контрольную панель, и сервис-гид подскажет вам всю последовательность действий. «Смотри на мир по-новому!» — это девиз нашей компании. С дополненной реальностью мир становится удобнее и интереснее.

Оригинал статьи в журнале Автограф